Добросовестный должник избегает коллекторов и в своём понимании делит их на два класса — вменяемые добросовестные коллекторы и невменяемые отмороженные коллекторы.
Немного истории
Понятия коллекторское агентство пришло к нам в Россию из Соединённых Штатов. По большому счёту коллекторские агентства — это посредник между кредитором и заёмщиком, берущие на себя обязанность производить работу по возврату долга за определенный процент. Часто коллекторские агентства сами выступают в качестве кредитора.
Это случается, когда начальный кредитор уступает права требования задолженности по договору цессии. То есть кредитор передаёт долг коллекторам.
Об этом кредитор обязан (согласно статьи 9 Закона № 230-ФЗ) уведомить добросовестного должника в течение 30 рабочих дней с момента привлечения коллекторов.
Теперь более подробно остановимся на том, как осуществляется взаимодействие между вменяемым коллектором и добросовестным должником
Итак, все, что должен узнать добросовестный должник о коллекторах, описано в Федеральном законе от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», коротко - Закон № 230-ФЗ. Там четко написано, когда, как и кому, самое главное, во сколько должны звонить вменяемые коллекторы.
Еще раз
Законом введено ограничение на личное общение, телефонное, телеграфное, СМС-сообщения, голосовые сообщения коллекторов.
Так, не допускается непосредственное взаимодействие с должником (п.3 ст.7 Закона № 230-ФЗ):
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;
2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;
3) посредством телефонных переговоров:
— более одного раза в сутки;
— более двух раз в неделю;
— более восьми раз в месяц.
Не допускается взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи (п.5 ст.7 Закона № 230-ФЗ):
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;
2) общим числом:
— более двух раз в сутки;
— более четырех раз в неделю;
— более шестнадцати раз в месяц.
В телеграфных сообщениях, текстовых, голосовых и иных сообщениях, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, в целях возврата просроченной задолженности, должнику должны быть сообщены (п.6 ст.7 Закона № 230-ФЗ):
-ФИО либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;
— сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе могут указываться ее размер и структура;
— номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
При личном контакте добросовестного должника с коллекторами, должник имеет право потребовать, а вменяемый коллектор обязан предоставить (ч.4 ст.7 Закона № 230-ФЗ):
- ФИО коллектора;
- ФИО либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
Теперь о том, чего нельзя коллекторам
Согласно ст.6 п.1 Закона № 230-ФЗ «При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно».
Это не всегда выполняется коллекторскими агентствами, и поэтому таких коллекторов в этой статье я назвал отмороженными коллекторами.
Итак, чего нельзя
1) применять к должнику и иным лицам физическую силу либо угрожать ее применением, угрожать убийством или причинением вреда здоровью;
2) уничтожать или повреждать имущество, либо угрожать таким уничтожением или повреждением;
3) применять методы, опасные для жизни и здоровья людей;
4) оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц;
5) вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно:
-правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;
-передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;
-принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Из личной практики могу привести такой пример действия отмороженных коллекторов
Одна работающая пенсионерка после смерти своего супруга вступила в наследство и кроме ½ дома приняла и кредитные обязательства своего покойного супруга. В результате в ее кредитном портфеле кроме нескольких банков оказались еще кредитные обязательства перед микрофинансовыми организациями.
И в этой, и без того тяжелой жизненной ситуации, добавились еще и звонки коллекторов. Коллекторы поставили ее телефон, телефон ее близких, рабочий телефон непосредственного директора должника на автодозвон. Периодически звонили и присылали СМС сообщения с угрозами физической расправы ей и ее близким.
Наша должница написала заявление участковому с указанием телефонных номеров. После проверки телефонных номеров участковым, коллекторы сотовый номер участкового поставили на автодозвон тоже.
Более-менее звонки прекратились после заявления в прокуратуру. Точка в этой ситуации была поставлена после того, как наш должник был признан банкротом.
Итак, выводы
Деятельность коллекторов заключается в убеждении должника погасить задолженность.
При этом деятельность коллекторов должна быть чётко подчинена федеральному закону № 230-ФЗ.
За грубое нарушение данного закона коллекторская организация может быть исключена из Госреестра и лишиться права осуществлять свою деятельность.
За более подробной информацией вы всегда можете обратится по телефону, или записаться на бесплатную консультацию. Тел.+7 (8352) 370-121